БиографииТоп

У Не Вин

С 1886 года Бирма была колонией Ве­ликобритании, частью Британской Индии. Все эти годы бирманцы боролись за независимость.

Родившийся в мае 1911 года Шу Маун (настоящее имя будущего генерала, кото­рое в переводе означает «зеница ока») с детства слышал разговоры о положении в стране и с молоком матери впитал идеи свободы и независимости.

Нельзя сказать, что Шу Маун был одержим желанием сделать военную или политическую карьеру. Скорее даже на­оборот: его отец был налоговым инспектором, а впоследствии фермером — вы­ращивал на своей земле рис, кукурузу и арахис, и сын его тоже стремился к мирной жиз­ни. По бирманским понятиям, семья была довольно зажиточ­ной, но совсем не влиятель­ной. Поэтому и устремления сына фермера были вполне земными — он хотел стать док­тором и не мечтал ни о чем другом. Даже жизнь в мона­стыре (в бирманских семьях, исповедующих буддизм, маль­чики некоторое время испол­няют обязанности послушни­ков при монастырях) не пошатнула его намерение ле­чить людей. Хотя монастыр­ская закалка пригодилась бу­дущему политику — став главой государства, он пытался привить стране, в которой немало христиан и мусульман, буддийское мировоззрение.

В 1929 году Шу Маун поступил в уни­верситетский колледж на естественное отделение. Если бы молодой человек меньше играл в футбол и хоккей на тра­ве, то при своей цепкой памяти и неорди­нарных умственных способностях он явно преуспел бы в лечении болезней. Но Шу Маун оказался натурой чересчур увлекающейся, так что при сдаче выпуск­ных экзаменов провалился на биологии. К отчаянию родителей, из колледжа при­шлось уйти, с мечтой о врачебном ремес­ле расстаться.

Молодой человек искал свое место в жизни, однако все, за что он брался, не приносило успеха. Так амбициозный па­ренек, несостоявшийся студент оказался служащим почты. И тут ему, как говорится, «поперло». Оказалось, что даже рядовая должность при наличии цели может стать трамплином для жизненного взлета. Мо­лодой почтовый работник получил до­ступ к переписке правительственных чиновников, в том числе и весьма конфиденциальной. На тот момент Шу Маун сошелся с будущей элитой страны — движением такинов (эта антибританская группировка ставила своей целью осво­бождение от колониализма). Читая чужие письма, он снабжал друзей важной ин­формацией. Наверное, уже тог­да будущий руководитель могу­щественных спецслужб сфор­мировал принципы успешного руководства, важнейшим пун­ктом из которых является до­ступ к информации.

Молодого сообразительно­го паренька приметили руко­водители такинов и вместе с группой из 30 человек отпра­вили его в Японию. Там они проходили военную подготов­ку, намереваясь по возраще­нии создать национальную ар­мию Бирмы. Эти тридцать
человек — молодых, умных, во­левых — впоследствии создали костяк руководства страны. Шу Маун на тот момент ничем не выделялся среди них, разве что именем — здесь он взял себе новое имя У Не Вин, что значит «бриллиант, сияющий как солнце». Пафос можно объяснить бирманскими тра­дициями, и если русские революционеры называли себя «Сталиными» и «Каменевыми», почему бы уроженцу такой эк­зотической страны, как Бирма, не стать «бриллиантом»?

Как известно, бриллианты имеют множество граней. И У Не Вин тоже оказался многогранной лич­ностью: вернувшись домой, он возглавил одно из армейских подразделений, вое­вавших вначале с британцами, а потом и с новыми оккупантами — японцами, до­служился до полковника, а потом и до генерала.

В 1948 году Бирма получила государ­ственную независимость. Но в стране оказалось слишком много политических сил, жаждущих прибрать власть к рукам. Нача­лась гражданская война, и волевой, умею­щий ладить со своими подчиненными ге­нерал сделал многое для того, чтобы окончательно не затопить страну кровью.

Уже тогда, видя уверенность и способ­ности У Не Вина, некоторые предлагали ему совершить переворот и взять власть в свои руки. Но генерал выжидал — вероят­но, он не был уверен в том, что его время пришло. И только в 1962 году, разгромив войска японцев, повстанцев, гоминьдановцев, и даже поруководив страной в качестве главы временного правитель­ства Не Вин решился на «полноценный» захват власти. Во главе государства стал Ревсовет, который решил строить в Бирме социализм, опираясь на идеи марксизма, национализма и буддизма.

В Бирме началась эпоха У Не Вина, ко­торая длилась почти тридцать лет — с 1962 по 1988 год.

Вопрос о том, был ли У Не Вин «настоя­щим» диктатором или же он представлял из себя «всего лишь» политика с автори­тарным стилем правления, чем-то напоминающим политический стиль Дэна Сяо­пина, открыт до сих пор. Противники бирманского политика уверены, что У Не Вин ничем не лучше Пиночета — он несколько раз железной рукой разгонял сту­денческие бунты, не останавливаясь перед сотнями человеческих жизней. Он умело сортировал кадры, не позволяя никому из своих конкурентов стать более популярным, чем он. Если же такая угроза назревала, У Не Вин тут же увольнял подо­зреваемого со всех постов и сажал под домашний арест. Стиль правления У Не Вина был до боли схож со стилем Сталина и це­лой плеяды лидеров поменьше: его окру­жали исключительно лояльные ему люди, а тех, кто пытался возражать, ждали поли­тическое забвение, тюрьма, на худой ко­нец — смерть. Он покончил с многопар­тийностью, отправив за решетку лидеров социалистов У Ба Све и У Чжо Ньейна. Рас­правился с генералом Чжо Зо, одним из «30 товарищей» — его обвинили в пособ­ничестве коммунистам, отправили в отставку, а потом арестовали. У Не Вина об­виняли и в неумелом хозяйствовании: он национализировал промышленность, банки, газеты, финансовый сектор, изгнал практически весь иностранный капитал, заставил крестьян платить своеобразную «продразверстку» — сдавать государству часть урожая по самой минимальной цене.

Тот же подход генерал де­монстрировал в меж­дународных делах — Бирма долгие годы проводила политику самоизоляции, отказы­ваясь от контактов с государствами, прово­дящими политику не­присоединения. Гене­рал прославился множеством непонят­ных инициатив: он не раз зачем-то приказы­вал разрушать мосты, а потом строить их зано­во, а однажды издал указ, который сменил левосто­роннее движение в стране на правостороннее. Говорят, это было сделано потому, что У Не Вин считал коммунистический режим слишком левым и таким образом хотел, чтобы в Бирме ничего не напоминало о комму­низме. Надеясь обрести бес­смертие, он купался в дельфи­ньей крови, имел множество любовниц и был одним из са­мых богатых людей Юго-Вос­точной Азии. Злые языки ут­верждают, что его состояние было нажито преступным пу­тем — Ло Хсинг Хан, героиновый король, был вначале назначен У Не Вином командиром отряда, боровше­гося с повстанцами-коммунистами на тер­ритории «Золотого треугольника». Гене­рал разрешил Хану торговать наркотиками и поддерживать транзит ге­роина, за что якобы получал от него свою «долю».

Вместе с тем диктаторские замашки бирманского генерала были явно смяг­чены буддизмом, главным принципом которого является помощь людям в их желании освободиться от страдания. Так, несомненной заслугой жесткого У Не Вина считается противостояние «комму­нистической угрозе», обеспечение един­ства многонационального государства. Не так все катастрофично и в экономике: невзирая на отставание Бирмы в разви­тии, режим У Не Вина гарантировал стабильность, предсказуемость, минималь­ный уровень выживания, сохранение традиций, отсутствие преступности.

Политический долгожитель Бирмы пытался влиять на процесс управления государством, даже достигнув 91-летнего возраста. Это надоело правительству, и в 2002 году его вместе с семьей поме­стили под домашний арест.

Такого неуважительного отношения престарелый генерал не пережил: спустя девять месяцев, в декабре 2002 года он умер.

5 комментариев для “У Не Вин

Обсуждение закрыто.