Военные конфликтыИстория

Военная операция в финском заливе 1916 года

С начала Первой мировой войны германский во­енный флот господствовал на Балтийском море, но в результате одной военной операции русских си­туация кардинально изменилась. А случилось вот что: эскадра немецких эсминцев вошла в Финский залив и прямым курсом направилась к Кронштадту, буквально в скопление минных полей, где, есте­ственно, почти вся и погибла. Что заставило опытных моряков поступить таким образом? Мы приоткрываем завесу тайны над малоизвестной страницей далекой истории…

Покидая Либаву (нынеш­няя Лиепая), один из главных балтийских портов, русские оставили там свою агентурную сеть.

Важным звеном этой сети оказалась разведчица, ра­ботавшая под псевдонимом Анна Ревельская, — обая­тельная молодая женщи­на. Ее настоящее имя так и осталось нераскрытым, но известно, что она родилась в состоятельной семье, по­лучила блестящее образова­ние, но предпочла светским развлечениям службу в раз­ведке. И вот однажды в кафе на Шарлотенштрассе появи­лась новая официантка Кла­ра Изельгоф.

Между тем в Либаву пе­реехал штаб Балтийского военно-морского флота, ко­торым командовал брат кай­зера принц гросс-адмирал Генрих Прусский. Кафе же, в котором работала Клара, стало любимым местом офи­церов. В числе этих моряков был лейтенант Гюнтер фон Клаус. Девушка сразу при­глянулась «морскому вол­ку». После знакомства и не­скольких свиданий молодые люди стали любовниками. Спустя некоторое время де­вушка призналась Гюнтеру, что когда здесь были рус­ские, один из них, тоже лей­тенант, был ее кавалером. Подробности об их отноше­ниях Клара рассказывать отказалась. Но призналась, что бегство Виктора было настолько поспешным, что он оставил даже часть своих вещей.

А спустя некоторое вре­мя, вертя в руках потертую планшетку лейтенанта, вдруг «вспомнила» — ее бойфренд част приносил служеб­ные документы, чтобы по­работать дома. А однажды второпях забыл портфель, набитый какими-то бумага­ми. Поднявшись наверх, она протянула Гюнтеру шикар­ный портфель из крокодило­вой кожи. Открыв его, он до­стал пачку бумаг и обомлел. Перед ним лежали карты минных полей, установлен­ных русскими в Финском заливе, и дислокация берего­вых батарей.

Лейтенант тут же бросился в штаб. Карты переправили в Германию в Главный штаб. Там документы подвергли тщательной экспертизе и скоро из Берлина пришел от­вет. Да, русские пользуются этими картами для выхода через минные заграждения в Балтийское море.

Это была несравненная удача. Теперь немецкая ар­мада с моря могла атаковать Гельсингфорс, Ревель, Крон­штадт. В качестве ударной группировки была выбрана 10-я флотилия, в состав ко­торой входили 11 новейших эсминцев, спущенных на воду меньше года тому назад. Правда, ради осторожности было решено сначала на про­бу послать один эсминец под командованием капитана второго ранга Виттинга. Его корабль прошел через прохо­ды в минных полях и благо­получно вернулся. Во время награждения его Железным крестом Виттинг хвастливо заявил, что готов провести эскадру аж до самого Крон­штадта.

Ее выход был назначен на 10 ноября 1916 года. Коман­диром экспедиции был на­значен все тот же Виттинг.

Командир, стоя на мости­ке флагмана, лично контро­лировал движение кораблей через проходы. Сначала раз­дался взрыв под днищем одного эсминца, а спустя ми­нуту — под днищем другого. Неужели подводные лодки русских?! А тем временем поврежденные эсминцы мед­ленно погружались в пучину. Команды бросились к шлюп­кам, кое-кто из моряков про­сто прыгал за борт. Этому ко­раблю пришлось вернуться в Либаву. Но Виттинг принял решение продолжить рейд.

И тут в районе примор­ского городка Палдиски рва­нуло под днищем еще одного миноносца, в течение десяти минут он пошел ко дну. И опять никаких русских суб­марин обнаружено не было! Тогда Виттинг настолько взъярился, что, не видя вра­га, приказал подвергнуть городок мирных рыбаков массированному обстрелу. Поостынув, принял решение далее рейд не продолжать и приказал повернуть обратно. Корабли выполнили команду и отправились на базу. Но до Либавы дошли только три эс­минца. Причем все члены ко­манд, избежавшие гибели, на­ходились в состоянии шока. Да и было отчего! За одну ночь германский флот поте­рял одну восьмую часть всех эсминцев, погибших за всю войну. Разгадка поражения объяснялась просто: после того как завершился разведы­вательный поход немцев, рос­сийские минные заградители под покровом ночи тайком заминировали указанные на картах проходы.

Тем временем Анна до­ждалась, когда корабли по­кинут гавань, и растворилась в ночи. Судя по всему, не­приметная шлюпка доста­вила отважную разведчицу на борт всплывшей русской субмарины.

Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в ФейсбукеTwitter и Вконтакте

29.01.2015, 22:33