БиографииТоп

Анна Вырубова. Фрейлина государыни

У последнего русского царя Николая II и его супруги Александры Федоровны (немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской) было довольно мало как верных друзей, так и людей, которым они всецело доверяли. Но таковые были. Роль же ближайшего человека монаршей четы играла фрейлина Ее Величества Анна Александровна Вырубова.

Враги Николая II и его семьи нена­видели Анну Вырубову едва ли не больше, чем самого русского императо­ра и его супругу. Сегодня же поклонни­ки последнего русского царя, наоборот, подняли на щит не только царскую чету, но и оставшуюся верной им до их по­следних дней Вырубову. Правда, как это почти всегда бывает, располагается где- то посередине.

Анна Вырубова принадлежала к тому типу людей, которых можно на­звать вечными помощниками, спутни­ками, служителями сильных мира сего. Многие сомневались в ее ис­кренности. А зря. Существа подоб­ного склада отличаются абсолют­но собачьей преданностью по отношению к тем, кого они избра­ли себе в «хозяева». И полностью подчиняют свою жизнь их интере­сам. Не стоит, конечно, игнориро­вать тот факт, что фрейлина вы­брала себе в повелители не кого-нибудь, а императора и им­ператрицу Российской империи. Но сомневаться стоило бы скорей не в искренности ее, а в уме.

Анна Танеева родилась в 1884-м в семье управляющего император­ской канцелярии. Мать ее была праправнучкой великого полко­водца Кутузова. Девочка отлича­лась кротостью и… неуклюжестью: круглолицая, грузная, с нежными голубыми глазами, Анна принадле­жала к тем, кого, фигурально выра­жаясь, в оркестрах не назначают первы­ми скрипками.

И образование она получила не бог весть какое: в начале XX века девица Та­неева стала обладательницей диплома домашней учительницы. Ее звездный час пробил в 1904 году, когда девятнадцати­летнюю аристократку взяла во фрейли­ны Александра Федоровна — супруга им­ператора Николая II. К тому моменту царица жила в России уже десять лет. Она приняла православие, не только офици­ально, но и душой: супруга царя соблю­дала обряды и много говорила и писала о своей преданности новой вере.

Не меньше, чем новую религию, цари­ца любила своего мужа. Их брак был счастливым: каждый из супругов стал лучшим другом для другого. А вот осо­бенно близких друзей императрице до встречи с Вырубовой найти как-то не уда­валось. Ее не любили ни при дворе, ни тем более вне его — за то, что немка, за то, что держалась высокомерно, холодно и чопорно, за то, что была истерична, за то, что была ограниченна: рассматривала поступки людей исключительно с рели­гиозной точки зрения — что есть грех, а что нет. Председатель Совета министров Российской империи граф Сергей Витте прямо именовал царицу «не­нормальной» и считал, что именно союз с ней усугубил недостатки безвольного царя.

В такой обстановке и с подоб­ным набором личных качеств ца­рица весьма нуждалась в близкой подруге, которая приняла бы ее такой, какая она есть, слушала бы ее, соглашалась бы с ней и была бы ей предана всегда. Такого че­ловека Александра нашла в лице Анны Танеевой. Тут недостатки фрейлины обернулись ей же на пользу. Императрице в наперсни­цах не нужна была ни красавица, ни умница, ни светская львица. Царица сама звезд с неба не хва­тала и окружала себя себе же по­добными.

Кроме того, у Александры Фе­доровны и ее ближайшей подруги была общая страсть: привязан­ность к мистике. В царице это увлечение расцвело особенно сильно после того, как стало ясно: наследник престола це­саревич Алексей страдает гемофилией.

Итак, 1904 год стал поворотным для двора: в том году родился больной на­следник, и Вырубова оказалась самой близкой к императорской семье.

В следующем году в семье императо­ра случилось еще одно знаменатель­ное событие: Милица Николаевна, су­пруга великого князя Петра Николаевича, познакомила царя и его жену с Григорием Распутиным. «Ста­рец» говорил, что он лечит все болезни, и гемофилию в том числе. По слухам, Распутин на самом деле «заговаривал» кровотечения малолетнего Алексея.

Кроме безумно склонной к мистике Милицы, в «рекламной кампании» ку­десника приняла активное участие и Танеева. В 1907 году ее выдали замуж за офицера Вырубова. Но брак, не просу­ществовав и года, распался. Тут-то Анна и вспомнила о предсказании «старца». Вот как она писала об этом в своих ме­муарах: «Я попросила его (Распутина. — Прим. авт.) помолиться, чтобы я всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. «Так и будет», — ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написа­ла Великой Княгине, прося ее спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответи­ла мне, что Распутин сказал, что я вый­ду замуж, но счастья в моей жизни не будет». Григорий напомнил ей ее куми­ра Иоанна Кронштадтского, который, по ее мнению, в 1902 году исцелил ее от брюшного тифа.

В общем, Вырубова после развода с еще большим пылом разделила страсть царицы к «старцу». Теперь одинокая и преданная царской семье Анна Александровна всегда жила поблизости от августейшего семейства. С императри­цей и ее дочерьми она вышивала, вела повседневные беседы, читала религи­озные книги. Григорий Распутин назы­вал ее по-свойски Аннушкой. Фрейли­на успешно выполняла роль посредницы между «старцем» и цари­цей, посылая за ним, когда он был ну­жен Александре или наследнику.

Странный «квартет» — царь, царица, Распутин и Вырубова — выводил из со­стояния равновесия не только предста­вителей либеральной и высокообразо­ванной русской интеллигенции. Придворная знать и члены царского семейства не понимали этой дружбы. Другие фрейлины открыто ревновали царицу к ее лучшей подруге и наперс­нице.

Россия полнилась ужасными слуха­ми: будто «старец» пребывает в интим­ных отношениях и с Вырубовой, и с ца­рицей, и даже с ее дочерьми. Страна же содрогалась от разных катаклизмов: революции 1905 года, войны 1914 года, постоянных общественных волнений.

Но уютный мир тихого дворца в Цар­ском Селе как будто не знал никаких потрясений. И его оплотом была во многом кроткая и голубоглазая Аннушка Вырубова. Впрочем, спустя годы она писала: «Когда я вспоминаю все события того времени, мне кажется, как будто Двор и высший свет были как бы большим су­масшедшим домом, настолько запутан­но и странно все было».

В 1914 году Вырубова вместе с цари­цей и ее дочерьми работала сестрой ми­лосердия в госпитале для раненых. Но и этот гуманный и бескорыстный труд не поднял в глазах общественности пре­стиж двора Романовых. Репутация августейшего семейства и их фаворитки ока­залась подорвана бесповоротно.

В начале 1915 года Анна Алексан­дровна на пути из Царского Села в сто­лицу попала в страшную железнодо­рожную катастрофу. Ее, серьезно пострадавшую, истекающую кровью, вытащили из покореженного состава. Лечение заняло несколько месяцев. Те­перь Вырубова передвигалась в инва­лидном кресле или на костылях. Желез­ная дорога выплатила императорской фаворитке огромную компенсацию. На эти деньги Анна организовала госпи­таль для военных.

Во время болезни царь и в особенно­сти царица ежедневно проводили часы у постели любимой Аннушки. Постепен­но ей становилось лучше…

Но уютный мирок рушился на глазах. В декабре 1916 года группа дворян-заговорщиков, недовольных активной деятельностью энергичного «старца» при дворе, убили его. Это стало чем-то вроде сигнала к началу революции в России.

После февральских событий 1917 года Вырубову арестовали. На проща­ние она успела только обменяться ико­нами с царем и царицей. Она хорошо запомнила их заплаканные лица — боль­ше Анна Александровна своих ближай­ших друзей не видела.

Ее ненадолго отпустили. Но после Ок­тябрьской революции фрейлину заклю­чили под стражу уже большевики.

В тюрьме всеобщее любопытство было удовлетворено: Вырубову прове­рили на предмет связи с Распутиным. Подозрения оказались ложными: фрей­лина была девственницей.

Из-под ареста ей удалось сбежать. Многие месяцы «вечная тень» импера­трицы пряталась по чужим людям. В 1920 году верные люди помогли быв­шей фрейлине и ее матери бежать в Финляндию по льду Финского залива.

Остаток своей долгой жизни — до 1964 года — Анна Александровна прове­ла в Хельсинки. После смерти матери Вырубова приняла постриг и стала мо­нахиней Марией. Она написала воспо­минания, в которых изъяснялась в своей любви к монаршей чете. Но в то же вре­мя сама лучшая подруга царицы призна­вала: катаклизмы, произошедшие в Рос­сии, во многом были спровоцированы неправильным поведением ее лучших друзей.

2 комментария для “Анна Вырубова. Фрейлина государыни

Обсуждение закрыто.