Стражи небес
То, что 1 мая 1960 года над Свердловской областью был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, стало мировой сенсацией. Но вот о том, что сражения в воздухе над прибалтийскими республиками и в Заполярье происходили еще с начала 50-х годов прошлого века, знал только ограниченный круг людей, допущенных к государственным секретам.
После начала холодной войны и создания блока НАТО, на скандинавские страны, которые вошли в него, были возложены обязанности по проведению радиоэлектронной разведки в отношении СССР и его союзников. Основная роль в этом проекте в акватории Балтийского моря была отведена шведской спецслужбе FRA, в распоряжении которой были не только станции слежения, но и корабли радиолокационной разведки, а также самолеты-шпионы.
Первый инцидент, едва не приведший к осложнению дипломатических отношений со Швецией, произошел в 1952 году. День 13 июня и в самом деле оказался несчастливым для самолета-разведчика DC-3 и его экипажа. Их было восемь человек — пилот Элемберг, бортрадист Блад, бортмеханик Матссон, специалисты по радиоразведке Юнссон, Бук, Свенссон, Карлсон и Нильсен. На высоте около четырех тысяч метров самолет осторожно крался к советской границе. Последний раз шведская служба сопровождения самолетов наблюдала его в 43 километрах от острова Гогланд, после чего «летучий разведчик» исчез с экранов радаров. На базу ему вернуться было уже не суждено. Что же произошло той тихой летней ночью?
Именно тогда на закрытом заседании политбюро ЦК КПСС было принято решение о реализации секретного плана под кодовым названием «Перехват», который должен был поставить на место зарвавшихся воздушных разведчиков из сопредельных скандинавских стран. Настало время показать «шмелям» — так стали называть самолеты-шпионы военно-воздушных сил Швеции, которые регулярно нарушали воздушное пространство СССР, — где раки зимуют. В то время службу по охране воздушной границы Ирбенский пролив — Рижский залив нес 483-й истребительно-авиационный полк, который одним из первых в стране получил на вооружение новейшие истребители МиГ-15 и МиГ-17. И на это были свои причины. Не проходило и дня, чтобы летчики не поднимали на перехват нарушителей свои самолеты. Так было и в тот роковой для DC-3 день. «Воздушный шпион» пересек границу в районе Ирбенского пролива, прошел над Ригой и, сделав разворот между Вентспилсом и Лиепаей, попытался уйти в сторону нейтральных вод. В небо был поднят истребитель-перехватчик, пилот которого получил категорический приказ — на вынужденную посадку нарушителя не приглашать, игры в «догонялки» не устраивать, а просто сбить его.
Причем указание пришло из Москвы. Догнать «небесного тихохода» для МиГа не составляло особенного труда, а мощное на то время вооружение истребителя — 37-миллйметровая и две скорострельные пушки 23 калибра — поставило свинцовую точку в полете самолета-разведчика. По поводу дальнейшей судьбы этого самолета существует несколько версий. Одна: весь экипаж погиб. По второй, дело было так. Сообщив на командный пункт о том, что экипаж с парашютами выбросился из горящего самолета, летчик повернул свой истребитель на базу. А вот удачно приводнившийся экипаж подняли на борт сторожевого корабля уже советские морские пограничники. Наш же пилот, по некоторым данным, был награжден секретным указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Боевого Красного Знамени. Шведский историк Ульссен, исследуя материалы шведского МИДа, касающиеся судьбы спасителя евреев в Будапеште во время Второй мировой войны Рауля Валленберга, обнаружил в архиве свидетельство немецкого офицера. Тот утверждал, что, находясь в плену, встретил уже через десять лет после войны в советском лагере для военнопленных двух шведских летчиков. Но были ли они из числа плененного экипажа DC-3, осталось тайной, как, впрочем, и их дальнейшая судьба.
Видимо, руководство FRA намек не поняло, и спустя несколько дней после исчезновения DC-3 в воздух поднялся гидросамолет «Каталина». Эти «летающие лодки» доставляли немало хлопот нашей противовоздушной обороне. Во-первых, они были приспособлены к полетам практически в любых метеорологических условиях. Поэтому, даже когда советским радарным установкам удавалось засечь нарушителя, наши истребители были бессильны что-либо сделать из-за тумана или низкой облачности. Другой сложностью перехвата была способность «Каталины», мягко спланировав, быстро приводниться на поверхность моря, оставаясь недосягаемой для истребителей, и также быстро взлететь, после того как опасность миновала. Вели наблюдение самолеты этого типа в паре с кораблем радиоразведки, который с помощью своих радиолокационных станций был способен зафиксировать взлет советских истребителей и своевременно предупредить об опасности экипаж «Каталины». Единственное, что удалось зафиксировать нашим летчикам, так это бортовой номер нарушителя. Но приказа перейти к более активным действиям не поступало. Отдан он был 16 июня, когда шведский гидросамолет-разведчик в очередной раз проник в советские территориальные воды. Пара МиГов перехватила его в тот момент, когда шпион совершал облет советского военного корабля в Рижском заливе. Приказ идти за истребителями на наш военный аэродром нарушитель игнорировал. «Каталина» продолжала уходить в сторону нейтральных вод. И тогда с земли последовал приказ: надеясь на благоразумие пилота, дать предупредительную очередь по курсу. Никакой реакции не последовало, и тогда был открыт огонь на поражение. Тем не менее изрешеченному самолету удалось благополучно дотянуть до нейтральных вод, приводниться и пересесть на спасательные надувные плоты, с которых их снял подошедший корвет-напарник.
Справедливости ради стоит отметить, что шведские самолеты-разведчики были не единственными непрошеными гостями. 8 мая 1954 года советско-норвежскую границу в районе Кольского полуострова нарушили сразу три американских самолета RB- 47, которые стартовали с британской авиабазы. Поднятые в воздух истребители советских ПВО вынудили двух нарушителей обратиться в бегство. Но третий самолет навязал бой нашим перехватчикам, причем уже над территорией Финляндии. Изрядно потрепанный шпион все-таки смог вернуться на базу. И только более чем через сорок лет выяснилось, что это был не простой разведывательный полет.
На самом деле это была провокация, целью которой являлась попытка развязать третью мировую войну. Несмотря на категорический запрет президента США Дуайта Эйзенхауэра проводить подобные шпионские операции, некоторые американские «ястребы» не оставляли надежды на развязывание военного конфликта с Советским Союзом. Об этом поведал корреспондентам финского телевидения в середине 90-х годов прошлого столетия отставной полковник Хэл Остин, пилотировавший тот самый RB-47, который вступил в бой с советскими перехватчиками. Как он объяснил, тогда из штаба Атлантической группировки ВВС США поступил секретный приказ: выяснить тактические характеристики советских перехватчиков и профессиональную подготовку их пилотов во время ближнего боя. А дальше — уж как получится.
По данным западных экспертов, в период холодной войны, с 1950 по 1984 год было совершено 1758 налетов авиации НАТО. Шведы, видимо, получив хороший урок, дали «отбой», зато активизировались истребители-разведчики F-16 ВВС Дании. Итак, за этот период силами советской противовоздушной обороны были сбиты 27 самолетов нарушителей государственной границы. Половину из них составляли беспилотные «летающие шпионы», которые тем не менее, даже барражируя на высоте более 20 тысяч метров, так и не смогли вернуться на свои базы. Последним на дне океана оказался нарушивший воздушное пространство Советского Союза и сбитый истребителем-перехватчиком пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании вместе с экипажем и пассажирами. Но это уже другая история.
Интересная статья
Неплохо наши им задали
Хоть тут мы буржуям давали пиз*юлей
Хорошая статья +100
Уведомление: Стражи небес - Неспокойный ХХI ВЕК