ИсторияОстальное

Стражи небес

То, что 1 мая 1960 года над Сверд­ловской областью был сбит аме­риканский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, стало мировой сенса­цией. Но вот о том, что сражения в воздухе над прибалтийскими республиками и в Заполярье про­исходили еще с начала 50-х годов прошлого века, знал только огра­ниченный круг людей, допущен­ных к государственным секретам.

После начала холодной войны и создания блока НАТО, на сканди­навские страны, которые вошли в него, были возложены обязанности по про­ведению радиоэлектронной разведки в отношении СССР и его союзников. Ос­новная роль в этом проекте в акватории Балтийского моря была отведена швед­ской спецслужбе FRA, в распоряжении которой были не только станции слеже­ния, но и корабли радиолокационной разведки, а также самолеты-шпионы.

Первый инцидент, едва не привед­ший к осложнению дипломатических отношений со Швецией, произошел в 1952 году. День 13 июня и в самом деле оказался несчастливым для само­лета-разведчика DC-3 и его экипажа. Их было восемь человек — пилот Элемберг, бортрадист Блад, бортмеханик Матссон, специалисты по радиораз­ведке Юнссон, Бук, Свенссон, Карлсон и Нильсен. На высоте около четырех тысяч метров самолет осторожно крал­ся к советской границе. Последний раз шведская служба сопрово­ждения самолетов наблю­дала его в 43 километрах от острова Гогланд, после чего «летучий разведчик» исчез с экранов радаров. На базу ему вернуться было уже не суждено. Что же произошло той тихой летней ночью?

Именно тогда на закры­том заседании политбюро ЦК КПСС было принято решение о реализации секретного плана под кодовым названи­ем «Перехват», который дол­жен был поставить на место зарвавшихся воздушных раз­ведчиков из сопредельных скандинавских стран. На­стало время показать «шмелям» — так стали называть самолеты-шпионы во­енно-воздушных сил Швеции, которые регулярно нарушали воздушное про­странство СССР, — где раки зимуют. В то время службу по охране воздушной границы Ирбенский пролив — Рижский залив нес 483-й истребительно-авиационный полк, который одним из первых в стране получил на вооружение новей­шие истребители МиГ-15 и МиГ-17. И на это были свои причины. Не проходило и дня, чтобы летчики не поднимали на перехват нарушителей свои самолеты. Так было и в тот роковой для DC-3 день. «Воздушный шпион» пересек границу в районе Ирбенского пролива, прошел над Ригой и, сделав разворот между Вентспилсом и Лиепаей, попытался уйти в сторону нейтральных вод. В небо был поднят истребитель-перехватчик, пилот которого получил категорический при­каз — на вынужденную посадку наруши­теля не приглашать, игры в «догонялки» не устраивать, а просто сбить его.

Причем указание пришло из Мо­сквы. Догнать «небесного тихохода» для МиГа не составляло особенного труда, а мощное на то время вооруже­ние истребителя — 37-миллйметровая и две скорострельные пушки 23 ка­либра — поставило свинцовую точку в полете самолета-разведчика. По пово­ду дальнейшей судьбы этого самолета существует несколько версий. Одна: весь экипаж погиб. По второй, дело было так. Сообщив на командный пункт о том, что экипаж с парашютами выбро­сился из горящего самолета, летчик по­вернул свой истребитель на базу. А вот удачно приводнившийся экипаж под­няли на борт сторожевого корабля уже советские морские пограничники. Наш же пилот, по некоторым данным, был награжден секретным указом Президи­ума Верховного Совета СССР орденом Боевого Красного Знамени. Шведский историк Ульссен, исследуя материалы швед­ского МИДа, касающиеся судьбы спасителя евреев в Будапеште во время Второй мировой войны Рауля Валленберга, обнаружил в архи­ве свидетельство немецкого офицера. Тот утверждал, что, находясь в плену, встретил уже через десять лет после войны в советском лагере для военнопленных двух шведских летчиков. Но были ли они из числа плененного экипажа DC-3, осталось тай­ной, как, впрочем, и их даль­нейшая судьба.


Видимо, руководство FRA намек не поняло, и спустя несколько дней по­сле исчезновения DC-3 в воздух поднялся гидро­самолет «Каталина». Эти «летающие лодки» до­ставляли немало хлопот нашей противовоздушной обороне. Во-первых, они были приспособлены к по­летам практически в лю­бых метеорологических условиях. Поэтому, даже когда советским радарным установкам удавалось за­сечь нарушителя, наши ис­требители были бессиль­ны что-либо сделать из-за тумана или низкой облачности. Другой сложно­стью перехвата была способность «Ка­талины», мягко спланировав, быстро приводниться на поверхность моря, оставаясь недосягаемой для истре­бителей, и также быстро взлететь, по­сле того как опасность миновала. Вели наблю­дение самолеты этого типа в паре с кораблем радиоразведки, кото­рый с помощью своих радиолокационных станций был способен зафиксировать взлет советских истребите­лей и своевременно предупредить об опас­ности экипаж «Катали­ны». Единственное, что удалось зафиксировать нашим летчикам, так это бортовой номер на­рушителя. Но приказа перейти к более активным действиям не по­ступало. Отдан он был 16 июня, когда швед­ский гидросамолет-разведчик в очередной раз проник в советские территориальные воды. Пара МиГов перехватила его в тот мо­мент, когда шпион совершал облет со­ветского военного корабля в Рижском заливе. Приказ идти за истребителями на наш военный аэродром нарушитель игнорировал. «Каталина» продолжала уходить в сторону нейтральных вод. И тогда с земли последовал приказ: на­деясь на благоразумие пилота, дать предупредительную очередь по курсу. Никакой реакции не последовало, и тогда был открыт огонь на поражение. Тем не менее изрешеченному само­лету удалось благополучно дотянуть до нейтральных вод, приводниться и пересесть на спасательные надувные плоты, с которых их снял подошедший корвет-напарник.

Справедливости ради стоит отметить, что шведские самолеты-разведчики были не единственными непрошеными гостями. 8 мая 1954 года советско-норвежскую границу в районе Кольского полуострова нарушили сразу три аме­риканских самолета RB- 47, которые стартовали с британской авиабазы. Поднятые в воздух истребители советских ПВО вынудили двух на­рушителей обратиться в бегство. Но третий само­лет навязал бой нашим перехватчикам, причем уже над территорией Финляндии. Изрядно по­трепанный шпион все-таки смог вернуться на базу. И только более чем через сорок лет выясни­лось, что это был не про­стой разведывательный полет.

На самом деле это была провокация, це­лью которой являлась попытка развязать третью мировую войну. Несмотря на категорический запрет пре­зидента США Дуайта Эйзен­хауэра проводить подобные шпионские операции, неко­торые американские «ястре­бы» не оставляли надежды на развязывание военного конфликта с Советским Союзом. Об этом поведал корреспон­дентам финского телевиде­ния в середине 90-х годов прошлого столетия отстав­ной полковник Хэл Остин, пилотировавший тот самый RB-47, который вступил в бой с советскими перехватчика­ми. Как он объяснил, тогда из штаба Атлантической груп­пировки ВВС США поступил секретный приказ: выяснить тактические харак­теристики советских перехватчиков и профессиональную подготовку их пило­тов во время ближнего боя. А дальше — уж как получится.

По данным западных экспертов, в период холодной войны, с 1950 по 1984 год было совершено 1758 налетов ави­ации НАТО. Шведы, видимо, получив хороший урок, дали «отбой», зато акти­визировались истребители-разведчи­ки F-16 ВВС Дании. Итак, за этот период силами советской противовоздушной обороны были сбиты 27 самолетов на­рушителей государственной границы. Половину из них составляли беспилот­ные «летающие шпионы», которые тем не менее, даже барражируя на высоте более 20 тысяч метров, так и не смог­ли вернуться на свои базы. Последним на дне океана оказался нарушивший воздушное пространство Советского Союза и сбитый истребителем-перехватчиком пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании вместе с экипажем и пассажирами. Но это уже другая история.

5 комментариев для “Стражи небес

Обсуждение закрыто.