Крушение дирижабля

Эра дирижаблестроения начиналась с большим энтузиазмом. Сейчас уже трудно поверить в то, что подавляющее большинство конструкторов и инжене­ров считали, что громоздкие, трудные в управлении и тяжелые дирижабли лучше «ненадежных» аэропланов.

Впрочем, нельзя сказать, что вера в надежность дирижаблей базировалась на пустом месте. Эти, на первый взгляд, неповоротливые воздушные «мастодон­ты» внушали уверенность уже одним своим видом: трудно было поверить, что с такой глыбой случится что-либо плохое. А то, что эта глыба создана из хрупких трубочек, жести и газа, людей не сильно беспокоило!

В период с 1915 по 1930 год дирижаб­ли неоднократно пересекали Атлантиче­ский океан, а 16 из 27 самолетов сделать это так и не смогли.

Тем временем конструкторская мысль пошла по пути гигантомании: с каждым разом дирижабли становились все боль­ше и тяжелей. R101 и вовсе казался не­ким сказочным существом: длина — 212 метров, диаметр — 44 метра, объем — 135 тысяч кубических метров! Чтобы пред­ставить себе его размеры, вспомните, как выглядит «Боинг-747», и увеличьте его в 3,5 раза. Кроме того, добавьте сюда пять дизельных двигателей (мощностью 480 кВт каждый) плюс грузоподъемность 60 тонн (с таким весом справлялись толь­ко легендарные «Антеи», выпуск которых начался спустя 40 лет).

Правда, при окончательном испыта­нии выяснилось, что заявленные 60 тонн дирижаблю не поднять. Однако и этой грузоподъемности на тот момент вполне хватало. Заказчик (а им было министер­ство авиации Англии) возлагал на R101 большие надежды. Чтобы убедиться в прочности аппарата, заказчики решили испытать его в деле. Наметили маршрут: Кардингтон — Карачи (столица Пакиста­на, который на тот момент входил в со­став Британской Индии).

В последний момент экипаж дири­жабля (им управляли 42 человека) попы­тался отложить полет, сославшись на пло­хую погоду. Но заказчик был неумолим: 4 октября 1930 года 6 высших управляю­щих Королевских воздухоплавательных заводов, в том числе министр авиации лорд Кристофер Томсон, конструктор ди­рижабля полковник Ричмонд, директор департамента гражданской авиации сэр Сефтон Бранкер и несколько пассажиров заняли свои места в каютах и отправи­лись в путь.

С первых часов, проведенных в возду­хе, стало ясно, что полет будет сложным. Подвели синоптики. Они предупредили, что спустя какое-то время из-за циклона погода ухудшится, однако это произошло гораздо раньше. Из-за этого аппарат не смог набрать нужную высоту, и ему при­шлось лететь в самой гуще бушующего дождя и ветра. А уже через два часа ко­мандир корабля лейтенант Кармайкл Ирвин, опытный пилот, спортсмен и даже участник Олимпийских игр, сообщил, что оболочка дирижабля пропиталась вла­гой, и из-за этого аппарат стал тяжелей на три тонны, так что управлять им стало еще сложней. Нужно было возвращать­ся назад, но министр авиации посчитал это малодушием и потребовал двигаться дальше. Была надежда на то, что погода успокоится, но синоптики предупредили, что и на территории Франции их ждет та­кое же буйство дождя и ветра.

Тогда Ирвин решил определить истин­ную скорость и курс дирижабля, желая вывести аппарат на запланированные параметры. В то время для замеров эки­паж бросал в воду маркерные бомбоч­ки — при контакте с водой они взрыва­лись и давали яркую вспышку пламени. Штурман фиксировал вспышку и делал соответствующие замеры. Бомбочки хра­нились в рубке управления дирижаблем в специальном ящике, но никто не думал, что вода сможет попасть даже туда.

В ночь на 5 октября, когда R101 нахо­дился над территорией Франции, из-за сильного ветра дирижабль стал сильно раскачиваться, и это привело к большой потере газа. В конечном итоге один из баллонетов разорвался, аппарат потерял высоту, и нос дирижабля сильно накре­нился. Экипаж сбросил балласт и пошел на предельно низкой высоте. Это и при­вело к тому, что в темноте команда не заметила лесистый склон и врезалась в него. Разрушенный корпус рухнул на руб­ку, часть экипажа и пассажиров погибла на месте. Но это было еще полбеды: вода из разорванных балластных цистерн за­лила ящик с маркерными бомбочками, они вспыхнули, начался сильный пожар, в результате чего случился взрыв.

Из 54 человек, бывших на борту, по­гибло 46 (в том числе лорд Томсон и генерал Бранкер), восьмерым удалось спастись, но двое из них скончались в больнице от ожогов.

Причиной трагедии признали чрез­мерную потерю водорода из газовых баллонетов и ошибки в пилотировании. Эта трагедия фактически подписала при­говор дирижаблестроению в Англии.

data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" data-yashareTheme="counter"

>

Просмотр рекламы — Ваша поддержка.

1 Comment on Крушение дирижабля

  1. plekhov // 16.10.2014 at 09:36 //

    Эх сколько нациков полягло

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Крушение Дирижабля - Неспокойный ХХI ВЕК

Comments are closed.