ИсторияПроишествия

Крушение царского поезда в 1888 году

17 октября 1888 года неподалеку от станции Борки (Змиевский уезд Харьковской губернии) с рельсов сошел цар­ский поезд, в котором из крымской Ливадии в Санкт-Петербург следовал российский император Александр III со всей своей семьей. До сих пор историки ломают голову, что ста­ло причиной этого ЧП: злой умысел или обыч­ное разгильдяйство?

Участок железной дороги Торановка — Борки был сдан в эксплуатацию в 1886 году и почти сразу заслужил сомни­тельную славу аварийного. Дело в том, что концессио­неры, которые имели право контролировать его в течение 60 лет после строительства, были заинтересованы прежде всего в наибольшей прибыли и в наименьших расходах на строительство и ремонт.

За несколько месяцев до катастрофы перегон Тарановка — Борки признали ава­рийным и машинистам при проезде через него рекомен­довали сбавлять скорость. Непосредственно перед про­ездом царского поезда песоч­ный балласт подсыпали и за­менили шпалы. В результате поезд с царской семьей 17 ок­тября 1888 года потерпел кру­шение на расстоянии 49 верст от Харькова. Состав мчался с огромной по тому времени скоростью по насыпи, проле­гающей через глубокую балку. В тот день лил дождь с измо­розью, была страшная сля­коть. Царский поезд состоял из 14 восьмиколесных и од­ного шестиколесного вагона, хотя правила эксплуатации этого перегона ограничива­ли размер состава в зимнее время (с 15 октября) 14 ше- стиколесными вагонами. То есть предельным считался состав, имевший 42 вагонные оси, а царский поезд насчи­тывал 64. Весил он 30 тысяч пудов, растягивался на 300 с лишним метров и более чем вдвое превосходил длину и тяжесть обычного пассажир­ского поезда, приближаясь по весу к товарному составу из 28 груженых вагонов, кото­рым тогда по инструкции не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час. Царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час.

В 14 часов 14 минут, когда состав спускался с уклона, неожиданный сильный толчок сбросил со своих мест ехавших в поезде людей. Затем последовал страшный треск и еще более силь­ный толчок. Потом был еще один тихий толчок, и поезд остановился…

Во всем поезде уцеле­ло только пять вагонов, остановившихся от дей­ствия автоматических тормозов Вестингауза. Также остались целыми и два паровоза. В ваго- не царских детей в момент крушения находились лишь великая княжна Ольга, выбро­шенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний ве­ликий князь Михаил Алексан­дрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.

Сам император с семьей и свитой находился в вагоне-столовой, который превратил­ся в сплющенную массу. Вагон отбросило далеко в сторону. Тела убитых, багаж, посуда смешались в одну кучу. Рас­сказывают, что Александр III, обладавший огромной силой, держал на плечах крышу

вагона-столовой, пока семья и другие пострадавшие выбира­лись из-под обломков.

Расследование причин ава­рии возглавил знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони. Изначально рассматри­валась версия о террористах, в частности, ее изложил в сво­их воспоминаниях Таубе, сын инспектора императорских поездов. По этой версии кру­шение было вызвано взры­вом бомбы, которую заложил помощник повара царского поезда, связанный с револю­ционными организациями. За­ложив бомбу с часовым меха­низмом в вагон-столовую, он сошел с поезда на остановке перед взрывом.

Однако эксперты пришли к заключению, что никаких следов теракта нет, а паровоз или его тендер просто сошел с рельсов. После катастрофы в отставку за недосмотр были отправлены министр путей со­общения Константин Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Управ­ляющему Юго-Западными железными дорогами Сергею Витте, который безуспешно предупреждал министра о возможности катастрофы, предложили место директора департамента железнодорож­ных дел в Министерстве фи­нансов, что стало началом его стремительной государ­ственной карьеры.

Рассказывали, что вы­бравшегося из-под облом­ков вагона-столовой царя Александра III окружили приближенные и начали наперебой винить в кру­шении революционеров. Фраза монарха, прозвучав­шая в ответ, была простой и поразительно правди­вой: «Какие там революци­онеры! Воровать меньше надо!»

В результате крушения поезда погибли 23 челове­ка и 19 были ранены.

Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в ФейсбукеTwitter и Вконтакте

27.01.2015, 22:10


Один комментарий к “Крушение царского поезда в 1888 году

  • Ответ давно дал Витте. Нельзя было гнать тяжёлый состав по слабому участку пути.

Обсуждение закрыто.