ИсторияОстальное

Свадьба в СССР

В современных сериалах про жизнь в СССР не­редко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, полу­чили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.

Советская’ власть озабо­тилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Де­крет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависи­мости от вероисповедания. Для того чтобы считаться му­жем и женой, достаточно было просто зарегистрировать­ся в государственных органах власти. Не возбранялось до­полнительно венчаться в церкви, но обряд не имел ни­какого официального статуса.

Вступить в брак стало очень просто. Брачный воз­раст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единствен­ными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение бу­дущих супругов в близкой сте­пени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законно­рожденные и незаконнорож­денные дети стали равны в своих правах. Демократизи­ровали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был при­нят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.

Так называемые «красные свадьбы» уже мало напомина­ли дореволюционные торже­ства. У молодых зачастую по­просту не было денег, чтобы устроить даже самый скром­ный банкет. Поэтому они не­редко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вме­сте, а потом уже собирали близких и друзей на какой-ли­бо советский праздник.

Отношение к браку изме­нилось в связи с ростом бла­госостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х го­дах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали ме­няться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производ­ственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бра­косочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация бра­ков. Одновременно сочета­лись 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — един­ственное место, где реги­стрировали браки с ино­странцами.

Легитимную основу изме­нениям придало законода­тельство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под инте­ресным названием: «Внедре­ние в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу но­вые грани. Теперь для заклю­чения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоже­нам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для но­вобрачных, и официально по­лагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответ­ственность брачующихся, те­перь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.

«Новые гражданские обря­ды» потребовали от людей де­нег, и немалых. Но не эконо­мить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом ку­пить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись сва­дебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, моло­доженам при подаче заявле­ния выдавали талончики на приобретение свадебных ко­стюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но ника­ких вольностей в виде де­кольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.

Непосредственно в день свадьбы молодые встреча­лись в ЗАГСе. Ритуал с выку­пом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, по­том обменивались кольцами, расписывались в книге реги­страции и официально стано­вились мужем и женой.

Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чай­ке». Машины украшались лен­тами, кольцами и куклами. В обязательную программу вхо­дило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.

Ну а потом начиналось главное — праздничное засто­лье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за по­дарки гостям вручать шиш­ки — печеные сладкие булочки, которые за­казывали вместе с ка­раваем. Если свадьба справлялась дома, мо­лодых старались са­жать на фоне ковра — как символа будущего достатка.

Недаром говорили не «побывать», а «по­гулять» на свадьбе. Ро­дители молодых вле­зали в долги, но выворачивались наи­знанку, добывая прав­дами и неправдами, дефицитные делика­тесные продукты. В результате столы ло­мились от изобилия еды и алкоголя. Свадь­ба действительно на­поминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набива­лось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подар­ки. Особенной популярно­стью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб зна­комств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Вто­рой день начинался с друж­ной опохмелки после перво­го. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.

С повышением благосо­стояния советских людей на­чало происходить и их рас­слоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбици­озностью. Родители щеголя­ли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих ши­ком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные ме­роприятия путь был практи­чески заказан, а потому рож­дались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устро­ил в 1974 году руко­водитель Ленинград­ского обкома Гри­горий Романов для своей дочери Ната­льи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней раско­лотили царский сер­виз, специально взя­тый из запасников Эрмитажа! Информа­ция о сервизе позже неоднократно опро­вергалась, но леген­да о «романовской свадьбе» гуляет и по­ныне.

Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского су­хого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ста­вились в пример.

В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разно­солами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ста­вили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требова­лось специального приглаше­ния — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадь­бах было больше ритуально­сти, имеющей древние корни. Например, обвязывание же­ниха и невесты вышитым по­лотенцем, поливание воды перед молодоженами, посы­пание их крупой и еще много чего. Но главной их особенно­стью были гармонь и море са­могонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».

3 комментария для “Свадьба в СССР

Обсуждение закрыто.