Аналитика

Украинский экономист: надо было слушать Путина и вступать в Таможенный союз

Если бы Украина осталась в Таможенном союзе, сохранив свои традиционные рынки, ей не нужно было бы влезать в огромные долги, брать деньги у Международного валютного фонда, считает экс-научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины Всеволод Степанюк. Тем не менее, Киев делает всё, чтобы разрушить экономику «революционно» — до основания.

Банкрот однажды — банкрот надолго

Госдолг страны находится на исторической отметке — 43 млрд долларов США. «Всё это формирует такой общий тренд, что всё больше и больше средств будет тратиться из бюджета на обслуживание долга, на его возврат. Это особенно странно в том плане, что всё-таки больше 4 млрд списали, но страшнее то, что можно сказать — долг растет в процентах к экономике Украины. То есть экономика падает, а долги растут. Соответственно, и возможности бюджета их обслуживать — падают», — отметил Степанюк в эфире украинского телеканала «Первый деловой».

«С одной стороны, Украина в дефолтном состоянии по долгам перед Россией, с другой — снова-таки не поступил следующий транш МВФ, и в принципе, Украина является страной, которая, фактически, находится в состоянии банкротства», — рассказал эксперт по экономическим вопросам, добавив, что Маастрихтский договор к Украине теперь никак не относится.

«У Украины большая часть — 52% — это внешний долг. Поэтому Украина находится гораздо худшем состоянии, чем другие», — подчеркнул он.

Потуги главы Минфина Украины Натальи Яресько по так называемой «реструктуризации долга», по мнению Степанюка, «совсем не спасают ситуацию». «Единственный позитив — это то, что было замещение дорогого долга под 8% с лишним на более дешевый под 3-3,5%. Это единственный позитив! И эти списанные миллиарды на общем фоне не играют никакой роли. А вот то, что Украина взяла на себя очень кабальные обязательства в качестве выпуска ценных бумаг, которые предусматривают выплаты от будущего роста ВВП, это… ну очень трудные обязательства, которые, на самом деле, не стоили тех трех миллиардов, которые нам списали», — пояснил экономист.

Такие обязательства Киева эксперт считает опасными. «Это опасно тем, что, если власть поменяется, и Украина захочет всё-таки развивать экономику, она будет ограничена или вовсе отрезана от любых кредитных ресурсов на внешних рынках. Потому что даже те кредитные ресурсы, которые идут от МВФ — не идут в экономику, не носят инвестиционный характер. Поэтому их можно и не брать: совсем нестрашно, что нет траншей. Если их не будет совсем — ничего страшного не будет. Страшно другое — что Украина в будущем еще долго будет страной-банкротом», — посетовал экономист.

МВФ страшно далёк от реальной экономики

Если Украина не получит кредитов МВФ, то «это может угрожать некоторой девальвацией гривны», а пока Нацбанк «наращивает свои резервы за счет того, что население сдает валюту, чтобы как-то выжить, и именно этот фактор формирует рынок, а не МВФ и так далее».

«Думаю, где-то осенью (произойдет девальвация – прим. ). Апокалиптических сценариев я не рисую, потому что снова-таки эти деньги не идут в экономику, поэтому никакой роли они не играют. А в плане, как говорят, «улучшения инвестиционного климата», «имиджа страны»… страна имеет такой имидж, что улучшить его просто невозможно… Сегодня кредиты МВФ никак не являются сигналом для инвесторов. Почему? Потому что, в первую очередь, инвестор должен видеть прозрачную схему — как он будет выводить прибыль с Украины. А сейчас вывести деньги с Украины практически невозможно — такова политика Нацбанка. Плюс страна, где идет гражданский вооруженный конфликт, совершенно не может быть привлекательной для инвестиций, и тем более — страна, в которой постоянно нарушается законодательство в той же бюджетной политике, налоговой и так далее», — суммировал самые весомые для инвесторов факторы Степанюк.

Он подчеркнул, что правительство сделало не «инвестиционный, а кризисный бюджет, хотя они говорили, что это антикризисный бюджет, но он — кризисный, потому что он усугубляет кризис, а не разрешает его».

Яйца дешевеют? Скверный признак!

«А общая политика евроинтеграции абсолютно неверна, потому что мы видим, и многие бизнесмены, наконец-то, прочитали, наверное, это соглашение об ассоциации, что никакой свободной торговли у нас с ЕС нет и еще очень долго не будет. А традиционные рынки, где мы зарабатывали деньги, мы потеряли. Ну например, только по рынкам Таможенного союза мы потеряли свыше 15 млрд в год. Если бы мы их имели, никакой помощи МВФ на не нужно было. Мы бы нормально развивались, но снова-таки в угоду политическим целям, которые нам были невыгодны, была принесена в жертву экономика Украины», — разочарованно констатировал «достижения» эксперт.

«Большинство предприятий Украины не могут торговать с Евросоюзом, так как их продукция не сертифицирована по стандартам ЕС. Это классика экономики — некоторые товары у нас даже дешевеют. Например, яйца. Почему? Потому что сейчас идет реализация товара ниже себестоимости. Это произошло потому, что закрылись рынки Средней Азии, России и так далее. И Великий Пост тут не при чем. Я знаю, что маленькие и средние предприятия просто будут закрываться и распродают продукцию. То же самое касается молочно-мясной отрасли. Конечно, большие корпорации как-то смогут это пережить. У них другие финансовые ресурсы, а средний и малый бизнес от этого явно пострадали», — поделился он.

Для экономики «хуже не бывает» — для политиков «лучше не бывает»

Делая прогноз по ВВП для страны, Степанюк признался: «Я еще очень оптимистично назвал цифру в минус три процента в плохом случае. Некоторые эксперты называют и минус 5%, и минус 10%. Плохой — это еще не самый худший. Это если наши традиционные рынки не будут расти. А самый плохой случай — это продолжение боевых действий. Тогда падение может быть любое абсолютно».

Будучи членом недавно созданной общественной организации «Институт мира», гость студии был одним из тех, кто направлял открытые публичные письма в парламент, пытаясь консолидировать усилия политиков в борьбе за мир на Востоке Украины, но ответы ведущих политсил надежд на экономическую стабилизацию и возрождение не прибавили. «Это парламент войны, а провластные фракции написали, что надо воевать до последнего украинца. Поэтому пока действует этот парламент, не будет ни мира, ни инвестиций, ничего», — развел он руками, заявив, что страна остро нуждается в перезагрузке не только правительства, но и власти в целом.

 Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках  Google+, ФейсбукеTwitter,Вконтакте

Марина Шостак

29.03.2016, 18:42