Аналитика

Политика Путина напоминает решение Сталина о сотрудничестве с Мао Цзэдуном

Почему же Россия все-таки поддержала соглашение по ядерной программе Ирана, несмотря на утверждения о том, что открытие мирового рынка для иранской нефти грозит значительно потеснить российских поставщиков в Индии, Китае и Европе?

Одной из причин стало нежелание России конфликтовать с Китаем, нуждающимся в дешевой иранской нефти. Владимир Путин понимает, что снятие санкций с Ирана выведет на рынок большое количество нефти, и это отразится на российских доходах. Но ему необходимо сохранять хорошие отношения с Китайской империей, в основном, из-за Запада. Путин надеется, что в союзе с Китаем сможет подорвать позиции США, но при этом сумеет избежать резкого усиления Пекина. Путин выбрал доктрину, направленную на ослабление США при незначительном возвышении Китая, и это для него сегодня важнее, чем вероятные потери из-за нового падения цен на нефть.

Избранная Путиным политика по отношению к США и КНР напоминает решение Иосифа Сталина о сотрудничестве с Мао Цзэдуном против Америки. Недавно обнародованные документы показали, что после того, как Запад ввел против коммунистического Китая санкции, КНР сблизилась с СССР, и в начале 1950-х годов образовался советско-китайский блок. Вашингтон считал этот блок стратегической угрозой, способной привести к Третьей мировой войне. Сталин продвигал союз с Китаем, а Мао Цзэдун даже предложил объединить СССР и КНР в единое государство. Он надеялся, что СССР выступит в роли ядерного партнера и остановит территориальные амбиции Японии, а также выступит противовесом блоку НАТО, созданному в 1949 году. Сталин, конечно, отклонил предложение об объединении, так как был уверен, что это ослабит СССР.

С 60-х годов и до падения коммунизма в Восточной Европе в 1989 году между СССР и Китаем сохранялась идеологическая и стратегическая враждебность. В последние десятилетия отношения улучшились, и появилась взаимная зависимость в области торговли и энергетики, но Россия продолжает считать Китай потенциальной угрозой. Один российский аналитик недавно написал, что, если Россия — хозяйка Восточной Украины, то Китай — хозяин Москвы.

Похоже, Владимир Путин, понимая силу Китая, старается усидеть на нескольких стульях. Он получил от Китая поддержку в ООН в противовес США, но при этом старается состричь купоны и в Вашингтоне. После подписания соглашения с Ираном Барак Обама похвалил Россию, впервые после охлаждения отношений из-за вторжения на Украину, и отметил «ответственное поведение» Москвы. Тем временем «ответственный» Путин уже получил новую выгоду от ядерного соглашения, подписав с Ираном контракт на поставку С-300, и вскоре намерен потребовать от Обамы проигнорировать происходящее на Украине и в Молдавии. После голосования в Конгрессе не менее «ответственный» Обама, возможно, и позволит Путину установить на Украине и в Молдавии новый российский порядок.

Владимир Путин полагает, что слабая политика США в Восточной Европе и на Ближнем Востоке превращает эти регионы в поле экономических и стратегических игр, и Россия может извлечь из этого выгоду. В частности, Путин считает, что американцы забросили Сирию. В Египте в июне состоялись российско-египетские военные учения, и Владимир Путин был гостем Абдель-Фаттаха ас-Сиси на открытии обновленного Суэцкого канала. Российский президент даже Саудовскую Аравию, давнего стратегического союзника США, считает потенциальным партнером. Вице-кронпринц Саудовской Аравии побывал на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, и саудовцы предложили Владимиру Путину инвестиции в размере десяти миллиардов долларов, а также дали понять. что готовы заказать строительство атомных электростанций на сто миллиардов долларов.

Так что даже если в краткосрочной перспективе экономика России и пострадает из-за возвращения иранской нефти, в целом выгоды от подписания соглашения с Ираном перевешивают возможные убытки, с точки зрения Путина.

 Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках  Google+, ФейсбукеTwitter,Вконтакте

Источник

08.09.2015, 21:03