БиографииВидео

Наркобарон Пабло Эскобар

Колумбийского наркобарона Пабло Эскобара мож­но назвать одним из самых знаменитых преступ­ников XX века. Но многие простые колумбийцы считали его очень добрым человеком. Ведь Эско­бара строил для них дешевое жилье и занимался благотворительностью.

Пабло Эмилио Эскобар Гавирия — родился в простой крестьянской семье. В детстве Пабло любил слу­шать героические истории о легендарных колумбийских «бандитос». О том, как они грабили богатых и помогали бедным. И уже подростком начал карьеру «бандитос», воруя и перепродавая над­гробные камни с местного кладбища. Потом, создав не­большую преступную группу, занялся более квалифици­рованным криминальным бизнесом — угоном дорогих автомобилей для продажи на запчасти. Затем Эскобар на­чал предлагать владельцам машин платить за их сохран­ность. Те, кто отказывались, лишались своих «железных коней». Вскоре от воровства и рэкета он перешел к более тяжким преступлениям — по­хищениям людей и убий­ствам.

В 1971 году подручные Пабло Эскобара похитили бо­гатого колумбийского про­мышленника Диего Эчеварио и убили его. Это злодейство с восторгом восприняли мест­ные бедняки-крестьяне, кото­рые ненавидели богатого Эчеварио. В знак признатель­ности Эскобару они стали ува­жительно называть его EI Doctor. А он тем временем пе­рехватил у чилийцев произ­водство кокаина и превратил его в высокодоходный биз­нес, на котором сказочно раз­богател и совсем потерял какое-либо уважение к закону.

В 1976 году его задержали при попытке контрабандного вывоза 39 фунтов (18 кг) кока­ина. Позднее арестовавший его офицер полиции и судья, выдавший ордер на арест, были убиты по приказу Эско­бара.

Летом 1977 года Эскобар и еще трое крупных наркотор­говцев, объединившись, соз­дали Медельинский кокаино­вый картель, контроли­ровавший 80% мирового обо­рота кокаина. Для доставки наркотиков у картеля были и сеть распространения, и под­польные лаборатории в джун­глях, и самолеты, и даже под­водные лодки. Пабло Эскобар стал влиятельным человеком в Колумбии. Он оптом и в роз­ницу покупал полицейских, судей, политиков. Причем не­редко чиновники продава­лись, только чтобы остаться в живых. Эскобар действовал по принципу: «Plata О Plomo» — «Серебро или свинец». Други­ми словами: «Не возьмешь деньги — получишь пулю».

В марте 1982 года Пабло Эскобар стал членом колум­бийского парламента и в меч­тах нацелился на президент­ское кресло. Но тут ему все карты спутал министр юсти­ции Родриго Лара Бония, по инициативе которого Пабло Эскобара в январе 1984 года исключили из числа депута­тов. Месть принципиальному министру последовала неза­медлительно. 30 апреля 1984 года, когда «Мерседес», в ко­тором находился Бония, оста­новился у светофора на од­ной из улиц Боготы, подъехавший сзади мотоци­клист из автомата разнес го­лову пассажиру. После этого убийства был выписан ордер на арест Эскобара, и тому пришлось уйти на нелегаль­ное положение.

Из подполья Эскобар раз­вязал в родной стране широ­комасштабный террор, чтобы показать, кто в ней настоящий хозяин. Для этого он даже соз­дал террористическую группу, получившую название Los Extraditables. За неполные два года ею были убиты 520 со­трудников полиции, а общее число жертв достигло тысячи человек. Наемники Эскобара убивали судей, полицейских, журналистов, выступавших против наркомафии. По при­казу Эскобара даже был взор­ван авиалайнер со 107 людьми на борту. Целью наркобарона был будущий президент Ко­лумбии, Сесар Гавирия Трухильо, который должен был ле­теть этим самолетом. В последний момент, правда, он отказался от полета, но люди все равно погибли. При дру­гом покушении, организован­ном Эскобаром 6 декабря 1989 года на шефа секретной поли­ции Мигеля Масу Маркеса, от взрыва бомбы погибло 62 че­ловека и 100 человек получи­ли ранения различной степе­ни тяжести. По приказу наркобарона был убит в 1989 году кандидат в президенты страны Луис Карлос Галан.

Если уж Эскобар безжа­лостно истреблял поли­тиков и стражей поряд­ка, то с конкурентами он и вовсе не церемонил­ся. Когда стал набирать силу колумбийский нар­кокартель Кали, Пабло приказал своим подруч­ным ликвидировать руководителя его аме­риканского филиала — «Пачо» Эрреру. Подруч­ные медельинского наркобарона попыта­лись сделать это на ста­дионе. Киллер расстрелял 19 человек, но Эрреру при этом даже не ранил. В ответ калийский картель расправился с двоюродным братом Эскобара — Густаво Гавирией. Между наркогруппировками нача­лась война, в которой по­страдало немало невинных людей.

К борьбе с колумбийской мафией подключились власти США, с помощью которых ко­лумбийским правоохрани­тельным органам удалось ор­ганизовать наступление на наркомафию. В результате только одной общенацио­нальной операции у Эскобара было конфисковано 989 до­мов и ферм, 367 самолетов, 73 лодки, 710 машин. А также 4,7 тонны кокаина и 1279 единиц оружия. Но каждый удар пра­вительства отзывался контр­ударом картеля: убийства по­литиков, поджоги домов, взрывы банков, издательств, партийных центров.

И все же 19 июня 1991 года обложенный со всех сторон Эскобар добровольно сдался властям Колумбии при усло­вии, что его не экстрадируют в США. Наркобарон отбывал срок в построенной им самим тюрьме La Catedral, в которой сидел — когда хотел. Когда не хотел, уезжал в Медельин, где продолжал руководить кокаи­новым бизнесом. Причем ког­да однажды узнал, что парт­неры «крысят» у него деньги, приказал своим людям доста­вить их в La Catedral. В тюрьме заключенный Эскобар лично подвергал их пыткам, про­сверливая своим жертвам ко­лени и вырывая ногти, а потом отдал приказ убить их и вывез­ти трупы подальше.

Эта история стала достоя­нием гласности. И 22 июля 1992 года президент отдал приказ перевести Пабло Эскобара в настоящую тюрь­му. Но тот, узнав об этом, ре­шил, что ему уже хватит «си­деть», и сбежал. После этого за его голову была на­значена награда в 10 миллионов долларов (зарплата президента Колумбии за 200 лет). Это была самая большая награда на тот момент за поимку преступника.

Между тем на свобо­де Пабло Эскобар вновь попытался устра­шить правительство беспо­щадным террором. 30 января 1993 года он организовал взрыв на оживленной улице в Боготе. В результате этого теракта погиб 21 человек и более 70 получили тяжкие увечья. В основном это были родители с детьми. Взрыв в Боготе черной краской зама­зал репутацию Эскобара, ко­торый долгие годы пытался создать себе имидж покрови­теля простого люда. Колум­бийцы начали называть его «убийцей детей». К тому же своей жестокостью Эскобар навлек на себя новую беду. В бой с ним вступила новая сила — организация Los Pepes. Ее название-аббревиатура означало «люди, пострадав­шие от Пабло Эскобара». А таких людей было немало. Го­ворят, что в общей сложно­сти по вине главы Медельин­ского наркокартеля погибло более 10 тысяч человек. И у всех них остались жены, дети, родственники и друзья.

На следующий день после теракта в Боготе Los Pepes взорвали бомбы перед домом Пабло Эскобара, спалив его дотла. Родственники погиб­ших по вине наркобарона на­чали охотиться на его род­ственников и членов наркокартеля. Эти люди дей­ствовали не менее жестоко, чем наркомафия, и нагнали на нее изрядного страха.

2 декабря 1993 года «кока­иновый король» был окружен совместными силами поли­ции, американских агентов из Агентства национальной без­опасности и Los Pepes в одном из домов в медельинском квартале Лос Олибос. Нарко­барон и его телохранитель попытались отстреливаться, но силы были неравны. Тогда Эскобар попытался уйти от преследователей через кры­шу дома, но там его настигла пуля снайпера.