ИсторияТоп

Последний рейс «Вольтурно»

Что может быть страшнее потерявшего ход пас­сажирского лайнера в бушующем море? Только пожар на борту. Именно в такую ситуацию попал в 1913 году британский пассажирский пароход «Вольтурно».

2 октября 1913 года лай­нер «Вольтурно», имев­ший на борту 564 пассажира (в основном, из числа эми­грантов) и груз в виде пень­ки, емкостей с химикатами и нефтью, отчалил от пирса Роттердама и вышел в Се­верное море, направляясь в Нью-Йорк.

В первые семь дней пла­вания сильный шторм не способствовал пребыванию на открытой палубе, и толь­ко 9 октября, когда ветер не­много утих, один из пассажи­ров в 6:50 утра отважился на прогулку. Однако, дойдя до кормы и увидев выбивающи­еся из люка клубы дыма, он тут же бросился на капитан­ский мостик. Вахтенный офи­цер послал матроса для вы­яснения обстановки, но когда тот подошел к очагу задымления,                      раздался взрыв, сорвавший крышку люка, и из отсека взметну­лись языки пламени. Пасса­жиры расположенных в трю­ме кают бросились наверх. Трое взрослых и один ребе­нок от полученных ожогов погибли.

По сути, теперь судно представляло собой гигант­скую бомбу: в грузовых отсе­ках находились не только 350 бочек с нефтью и не­сколько сотен емкостей с хи­микатами, но и такие горю­чие материалы, как пенька, джут и кипы с торфяным мхом. По приказу капитана в эфир полетел сигнал SOS, ко­торый приняли германский и английский пароходы, со­общив, что идут на помощь. Система пожаротушения не сработала, а углекислотные огнетушители оказались бессильными в борьбе с пламенем. Капитан Фрэнсис Инч приказал опустить в трюм брандспойты и подать воду под давлением. Но в этот мо­мент раздался второй взрыв, который вывел из строя не только рулевое управление, но и левую паровую машину. Используя аварийный руч­ной привод, Инчу удалось развернуть судно кормой к ветру и с помощью пожар­ных рукавов поставить водя­ной заслон огню на пути к капитанскому мостику и но­совой части: для этого ему пришлось взять револьвер и под угрозой его применения приказать палубной коман­де возобновить пролив воды в люки. А в это время судо­вой кок, мужчина богатыр­ского телосложения, пытал­ся сдержать толпу, которая уже вырвалась из низов на палубу. Люди в панике устро­или давку, в результате кото­рой за бортом оказалось бо­лее десятка пассажиров, в том числе женщин и детей. И только с помощью ударов веслом повару удалось остановить панику.


Тем временем ситуация ухудшалась. Огонь добрал­ся до угольных бункеров, а на оставшемся топливе суд­но кое-как могло сохранить ход только в течение нескольких часов. Между тем снова началась паника. Пас­сажиры, решив, что до гибе­ли судна остались считан­ные минуты, бросились занимать места в шлюпках. Но не имея представления, как их спустить на воду, вы­валивались за борт. Удалось спустить только пару не­управляемых утлых судены­шек, одно из которых тут же унесло волнами в океан, а другое затянуло под пока еще работающий винт и перемололо вместе с людьми. Для того чтобы предотвра­тить бессмысленную гибель пассажиров, капитан Инч приказал перерезать тали, и оставшиеся шлюпки погло­тил океан. Наконец, в 12:30 к раскаленным бортам «Воль­турно» подошел лайнер «Кармания», который сбро­сил на воду деревянные плоты. Но их тут же унес шторм. Да и никто из пасса­жиров, несмотря на спаса­тельные жилеты, уже не ре­шался прыгать в ледяную воду. Через несколько ча­сов спасательная группи­ровка усилилась — к месту катастрофы подошли еще три судна, в том числе и рос­сийский пароход «Царь». Но это была та ситуация, когда количество не переходит в качество. Капитаны судов из-за сильных волн никак не могли решиться на спуск шлюпок. И только когда ста­ло ясно, что внутри «Воль­турно» бушует пламя, да та­кое, что у находившихся на палубе пассажиров тлели подошвы обуви, капитаны отдали приказ о спуске плавсредств. Помогло и то, что подошел американский танкер «Наррагансетт», с ко­торого для успокоения волн слили тридцать тонн него­рючего смазочного масла. Плюс к тому моменту шторм стих, поэтому шлюпкам уда­лось подойти практически к бортам «Вольтурно». К сча­стью, несмотря на паниче­скую эвакуацию, жертв уда­лось избежать. Правда, переломы и увечья около десятка пассажиров, пры­гавшие в шлюпки, а также матросы в них, все-таки по­лучили. В 9:40 утра, убедив­шись, что все покинули борт, последним в шлюпку спустился получивший сильные ожоги и ушибы ка­питан Инч. Удивительно, что при столь масштабной ката­строфе погибло около ста человек, а судно, выгорев­шее дотла изнутри, осталось на плаву. Его потом затопи­ли, открыв кингстоны.

Всех пассажиров достави­ли в порты назначения су­дов. Мужество и профессионализм капитана Инча были вознаграждены британской золотой медалью «За хра­брость» и серебряной меда­лью страхового общества «Ллойд». А капитан русского «Царя» от имени британско­го правительства получил серебряный бинокль в фут­ляре из красного дерева.

 

3 комментария для “Последний рейс «Вольтурно»

Обсуждение закрыто.